|
Александр ХЛОПОНИН![]() Александр ХЛОПОНИН:«Красноярский край обречен на реализацию мегапроектов»Осень 2002 года. В Красноярском крае только что отгремела эпохальная битва за губернаторское кресло. Отзвучали праздничные салюты и здравицы в честь победителя, в Сером доме формируется новая команда, поверженные противники зализывают раны и с тайной надеждой ожидают провала Александра Хлопонина на губернаторском поприще. Ожидают не без оснований: богатый край достался ему в крайне запущенном состоянии… Осень 2005 года. Красноярский край - политический и экономический лидер Сибирского федерального округа, его губернатор во всех рейтингах в обойме самых влиятельных региональных лидеров страны. Блистательно проведено сложнейшее мероприятие - референдум по объединению приенисейской Сибири. Вчерашние враги стали союзниками, местная элита в основном приведена к общему знаменателю, локальные неудачи не затмевают стратегических побед. Как признание особой роли края в современной России - проведение в Красноярске съезда правящей партии. На таком фоне состоялась эта беседа с А.Хлопониным, губернатором, которому, похоже, понравился вкус побед. ПО СЛЕДАМ РЕФЕРЕНДУМА
- Полгода прошло после референдума по объединению края. Победа - это замечательно, но куда важнее и интересней последствия подобных знаковых событий. Насколько удалось руководству края выжать из весеннего успеха все возможные плюсы?
- Главный плюс на сегодняшний день - законодательное закрепление итогов референдума. Все обещанные федеральным центром преференции удалось оформить в виде закона, бюджета, поправок в Налоговый кодекс. Я, конечно, понимаю нетерпение людей, которые хотят жить хорошо здесь и сейчас, но с другой стороны - новая экономика за один день и даже за один год не строится. Давайте не будем торопиться, хотя уже в 2006 году начнется реальное воплощение всем известных проектов: разработка Ванкорского месторождения, строительство Богучанской ГЭС, алюминиевого завода, новых автомобильных и железных дорог, моста через Ангару… - А недостатки? - Это продолжение наших достоинств. Географическая удаленность от рынков сбыта, перекос в сторону добывающей экономики, низкая концентрация людских ресурсов. Очевидно, что при всем желании мы не можем делать сейчас основную ставку на средний и малый бизнес - просто условия у нас другие, чем, например, у Новосибирской области. Мы пришли к выводу, что самой перспективной для нас является модель частно-государственного партнерства. Красноярский край обречен на реализацию мегапроектов, которые могут осуществляться только в содружестве госструктур и крупного бизнеса. Иначе просто не хватит ресурса. К своей цели мы двигались постепенно. Ключевые идеи мы заложили уже в стратегию экономического развития. Потом была проделана серьезная политическая работа на уровне администрации Президента, федерального правительства, "Единой России". Мы убедили эти структуры, что для воплощения концепции регионов-локомотивов необходимо укрупнение края, которое позволит решить ряд стратегических проблем управления огромной территорией. УРАВНИЛОВКА – ПУТЬ В НИКУДА
- Тем не менее, складывается впечатление, что модель регионов-локомотивов, бесспорно, выгодная для Красноярского края, не находит особого отклика в Москве. По моим наблюдениям, федеральный центр куда больше озабочен выравниванием уровня жизни в российских регионах, чем какими-то прорывными вещами. Или я не прав? к списку Cибиряков
- Естественно, у нас есть не только сторонники. В принципе, край сделал уже достаточно много: мы предложили стратегически перспективную модель развития регионов, мы ее не без трудностей, но уже начали осуществлять. Мяч сейчас на половине федерального центра. Очевидно, что речь идет не только о Красноярском крае. К нашему глубокому сожалению, политическая конъюнктура не позволяет отойти от практики за счет регионов-доноров поддерживать на плаву регионы-реципиенты. Более того, дотационные регионы сейчас в гораздо более выгодном положении, чем Красноярский край. Наши соседи могут себе позволить такие расходы на капитальное строительство, о которых я - руководитель региона-донора - могу только мечтать. - Что же делать? - Не бояться отстаивать свою точку зрения. Политика, навязывающая свою волю экономике, - это путь, ведущий в никуда. Курс на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов - стратегическая ошибка. При таком подходе придется забыть об амбициях России как страны, претендующей на роль одного из основных мировых игроков в XXI веке. Регионы-локомотивы - это не идея-фикс красноярского губернатора, это - объективная вещь. Без таких регионов невозможна вторая индустриализация Сибири. СТАВКА – НА СИБИРЬ!- Но, судя по тому, что съезд "Единой России" решено провести в Красноярске, у вас есть не только оппоненты...- Я уже не раз говорил, что решение о проведении партийного форума на берегах Енисея было принято без каких-либо лоббистских усилий с моей стороны. Полагаю, что выбор пал на нас по простой причине - мы за последние годы предложили немало интересных моделей в экономике и социальной политике, которые заинтересовали федеральный центр. Основной лейтмотив нашего съезда - от стабильности к развитию. Если попробовать наполнить конкретикой этот лозунг, то опять же выяснится, что речь в первую очередь идет о регионах-локомотивах! И в таком качестве "Единая Россия" рассматривает не только Москву и Питер, но и Сибирь, Дальний Восток. Сейчас вопрос стоит ребром: если мы не сделаем главную ставку на развитие Зауралья, то через несколько десятилетий Россия потеряет завоевания Ермака и других русских землепроходцев. - Уж сколько этих концепций по развитию Сибири разработано. Несколько лет назад программный документ был принят на уровне федерального округа - и что? Население в Сибири продолжает неумолимо сокращаться. - Хорошая была программа. Там были написаны правильные вещи, но у нее был один стратегический недостаток - она не учитывала новую модель нашего государства и не была привязана к действительности. А новая модель развития России основана в первую очередь на частно-государственном партнерстве. Думаю, имеет смысл присмотреться к опыту Южной Кореи. Там есть четыре крупные корпорации развития, работающие в различных сферах: от наукоемких технологий до проектирования крупных предприятий. У нас нет ни одной. Поэтому и возникают амбициозные, но мало связанные с реальностью проекты. А времена неоправданной гигантомании миновали - денег на это у государства нет. Частный бизнес на пустое прожектерство денег не даст и подавно. - А что предлагаете вы? - Мы предлагаем двигаться от конкретных вещей. Предположим, есть в Нижнем Приангарье крупное месторождение цинка. Но мы и пальцем не шевельнем, чтобы начать его разработку, пока не будет найден инвестор, которому нужен этот цинк. Должна быть общая заинтересованность, как в случае с достройкой Богучанской ГЭС. Она нужна государству, энергетикам, "Русалу", лесной отрасли: Если, например, будет построен мост через Ангару, то и РЖД будет тянуть сюда железную дорогу. Стратегические проекты развития не могут возникнуть из воздуха волей неких высших сил. Они имеют право на жизнь только если для этого существуют объективные предпосылки. - Александр Геннадиевич, а как вы относитесь к идее реанимации так называемой трансполярной магистрали? - Отрицательно. Во-первых, слишком большие затраты - один километр железной дороги обойдется минимум в 10 миллионов долларов. Это Сталин мог позволить себе рабский труд заключенных, у нас сейчас все-таки другая историческая ситуация. Во-вторых, непонятно вообще, для чего она нужна. Население с Севера уезжает. Если говорить о грузоперевозках, то придется считать норму рентабельности. Сильно сомневаюсь, что эта дорога когда-нибудь окупится. Вижу только один потенциальный плюс в этом проекте: если использовать дорогу как альтернативу североморскому пути. Но тут нужно все очень тщательно считать и взвешивать. ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ- Вы упомянули о краевых социальных проектах, которые заинтересовали Федерацию. А как они соотносятся с национальными проектами, которые в начале сентября выдвинул Владимир Путин?- Президентские инициативы возникли не на пустом месте. Мы участвовали в подготовке идеологической базы этих проектов, потому что Красноярский край идет в этом направлении немного впереди других. В частности, именно поэтому нам удалось избежать проблем с введением закона о монетизации. Я давно уже выступал за дифференцированный подход к здравоохранению. Мне не нравится ситуация, когда врач, который обслуживает 50 пациентов, получает столько же, сколько его коллега, у которого всего 3 пациента. В медицину у нас идут сотни миллионов рублей и нужно, чтобы качество услуг соответствовало этим затратам. А качество появится, когда адекватно будет оплачиваться труд профессионалов. Сельское хозяйство. Мы с самого начала нашей работы в крае заложили новую модель госрегулирования этой очень затратной сферы. С помощью госзаказа мы стараемся реально помочь крестьянам. С селом, кстати, связана программа строительства общедоступного жилья. Специалистов не заманишь в деревню, если там не будет для них качественного жилья. Образование. Оно связано с очень конкретными экономическими проектами. Например, освоение Нижнего Приангарья потребует людей определенных специальностей. Сразу же возникает вопрос: кто и как их будет готовить? Мы сейчас стараемся повернуть нашу систему образования в сторону экономики. Одно не может развиваться без другого. - Создание в Красноярске национального университета тоже из этого пакета? - Национальный университет - это попытка создания в Сибири центра, соответствующего лучшим международным образцам. В нем будут готовить специалистов, чьи дипломы будут конкурентоспособны на международном рынке. Высшее образование должно быть многоступенчатым. Кто-то закончил три курса университета и пошел работать, кто-то решил идти дальше и поступил в этот университет. Если он его успешно закончит и станет магистром, то гарантированно будет востребован на любом рынке. То есть речь идет о том, чтобы создать в Сибири, которую привыкли считать только сырьевым придатком, некий "инкубатор" для производства высококлассных специалистов. Такой университет - реальный шаг по удержанию в Сибири перспективной молодежи. Вообще лично я бы добавил к четырем национальным проектам еще один - посвященный молодежной политике. - А в рамках образовательного проекта эту политику нельзя осуществлять? - Когда я встречаюсь с нашими подростками, то часто задаю им стандартный вопрос: "Кем вы хотите стать?" - и, к сожалению, в большинстве случаев получаю очень невразумительные ответы. Возникает ощущение, что сегодняшние старшеклассники почти не представляют, в каком обществе им предстоит жить и работать. А нынешнее общество - очень жесткое, с сильной конкуренцией, в котором каждый роет свой тоннель к личному счастью. Поэтому уже в школе нужно прививать юному поколению правильную мотивацию, учить его грамотной адаптации к современному обществу. Но одна школа эту задачу выполнить не в состоянии, здесь нужны комплексные общегосударственные подходы. - Проблема слабой адаптации молодежи пересекается с высоким уровнем иждивенчества, о котором вы с болью говорите с самого начала своего губернаторства. - Это издержки нашего двойственного менталитета, когда мы одной ногой остались в прошлом, а другой - только нащупываем будущее. С одной стороны большинству нравится свобода, с другой - мы не против, чтобы государство по-прежнему нас опекало. Но так не бывает. Я убежден, что на помощь государства на 100% вправе рассчитывать только старшее поколение. Сильно расстраиваюсь, когда слышу о молодых людях, которые подобно "сироткам" из "12 стульев" готовы сидеть на шее государства до скончания веков. Нет, ребята, мы готовы помочь пенсионерам, бюджетникам, но молодые здоровые люди пусть рассчитывают в первую очередь на себя и на то предприятие, где они работают. СВОБОДА И ДОЛГ- Александр Геннадиевич, вы затронули очень серьезную тему: конфликт таких важных понятий, как свобода и долг. Наше общество ведь на самом деле никак не может найти их гармоничного сочетания.- Пятнадцать лет назад наш народ выбрал свободу. Но ему не объяснили, что свобода подразумевает наличие в обществе мощных политических институтов, развитой демократической системы. Ничего этого в начале девяностых годов в нашей стране не было. Отсюда тотальное разочарование россиян в демократии. Реально к этой системе мы подошли только сейчас, но негативный шлейф предыдущих неудач слишком силен. Именно поэтому все меньше избирателей ходит на выборы: - Ну, а как же наш референдум? Ведь на участки пришло более 60 процентов. - Нам удалось зацепить народ тем, что можно даже назвать сегодняшней национальной идеей - идеей собирания земель. Но, к сожалению, это пока исключение. Народ все больше отчуждается от власти. О гражданском обществе приходится пока только мечтать. - А не виновата ли в этом сама власть? - Никто с нее вины не снимает. Представители власти - чиновники, депутаты, гаишники - у многих ничего кроме тошноты не вызывают. Однако будем объективны: сегодня власть вынуждена фактически сама формировать гражданское общество, потому что большинство населения закопалось в собственных проблемах, махнув рукой на все, что происходит не с ним и его близкими. Семейные ценности - это замечательно, но если мы кроме собственного кармана и собственного дома не будем больше ничего видеть, то грош нам цена как нации. - И как же расшевелить людей, как восстановить утраченное чувство общественной солидарности? - Наверное, должно пройти какое-то время, чтобы все утряслось, чтобы командные высоты в обществе заняло поколение, воспитанное уже в постсоветскую эпоху. Наше поколение обречено на жизнь в эпоху перемен. Только наши дети по-настоящему оценят плоды тех реформ, которые сейчас идут в России. Тут ничего не поделаешь - диалектику общественного развития никто отменить не в силах. Именно поэтому я сильно рассчитываю на тех, кому сегодня еще нет тридцати...
По материалам газеты «Вечерний Красноярск» ИЗ БИОГРАФИИАлександр Геннадиевич Хлопонин родился 6 марта 1965 г. в Коломбо (Цейлон) в семье переводчика Государственного комитета внешнеэкономических связей СССР.В 1982 г. - поступил в Московский финансовый институт (ныне Государственная финансовая академия) на факультет международных экономических отношений. В 1983-85 гг. - служба в Советской Армии. В 1989 г. - окончил учебу в институте. В 1989-92 гг. - работал в отделе государственных кредитов Внешэкономбанка СССР. В 1992-93 гг. - заместитель председателя банка "Международная финансовая компания" (МФК). В 1994-95 гг. - председатель правления МФК. С мая 1996 г. - и.о. председателя правления, с июня 1996 г. - член совета директоров, в 1996-2001 гг. - председатель правления, генеральный директор РАО "Норильский никель". 28 января 2001 г. избран губернатором Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. После трагической гибели Александра Лебедя выдвинул свою кандидатуру на пост губернатора Красноярского края. В ходе первого тура голосования 8 сентября 2002 г. получил 25,22% голосов избирателей и вышел во второй тур вместе со спикером краевого Законодательного собрания Александром Уссом, за которого проголосовали 27,63%. Во втором туре выборов победил с разницей в голосах 48% против 42%. Инаугурация состоялась 17 октября 2002 г. Награды: Орден Почета "За большой вклад в производство цветных и драгоценных металлов" (1998 г.). Семейное положение: женат, супруга - Наталья Зурабовна Хлопонина, дочь Люба, 1987 года рождения, учится в Лондонской школе экономики. Увлечения: коллекционирование записей выступлений Лондонского симфонического оркестра, футбол, шахматы, мотоспорт. Свободно владеет английским и французским языками. |