Сибирь XXI Век
Четверг 12 февраля 2009
На благо Сибири, во славу Сибири!
http://www.fedpress.ru http://www.uralpolit.ru http://www.politsib.ru http://omskinform.ru http://www.19rus.info/ htttp://ria-sibir.ru http://www.ysia.ru/ http://www.frant.com.ru/ http://tayga.info/ http://gazetazp.ru http://chita.rfn.ru/ http://asfera.info/ http://www.kuzbassfm.ru http://www.chita.ru http://academ.info/ http://www.gazetayakutia.ru/ http://www.omsk.kp.ru http://www.i38.ru


 

Евгений ГРИШКОВЕЦ


В 2005 г. Гришковец много выступал в разных городах Сибири, России и других стран. Он очень талантливый актер. Его спектакли "Как я съел собаку" и "Одновременно" часто называют просто шедеврами. У него есть своя, ни на чью непохожая, манера исполнения, манера выражения мыслей. К тому же Евганий Гришковец - настоящий трудяга, его спектакли - не простая импровизация, а четко отработанная, вплоть до секунды, череда действий. Он показывает в своих спектаклях, что все мы люди: у всех довольно похожие мысли и страхи.

В 2005 г., помимо прочего, он выпустил книгу «Реки», которая о Сибири как о географическом и культурном объекте. Город, который там описан, можно угадать и как Новосибирск, и как Омск.

«Реки» - первая повесть Евгения Гришковца. Для тех, кто находит причины жить там, где родился и для тех, кто нашел причины, чтобы уехать. О странном чувстве Родины. О странных системах координат во времени и пространстве, вызывающих у нас улыбку или же заставляющих плакать.

С повестью связана неприятная история. «Реки» были написаны почти два года назад, но украдены - воры, обокравшие квартиру Гришковца, в числе прочего похитили компьютер с набранным текстом повести. Отказавшись от затеи восстановить оригинал, автор создал новое произведение, меньшее по объему.

ПОЧЕМУ «РЕКИ»?

Илья Смирнов:
- "Аэропорты в основном одинаковые типовые здания. И их взлётные полоски, которые принимают и отправляют всего несколько рейсов в день, и три-четыре самолёта, которые стоят возле здания на площади... Аэропорты сильно похожи на деревянные мостки на тёмной сибирской реке. Мостки, к которым привязаны несколько лодок. Коротенькие и шаткие мостки, уходящие от берега всего на несколько метров. А ниточка Транссибирской магистрали тянется, мерцая огоньками, как фарватер глубокой и мощной реки, и в ясную ночь, пролетая над Сибирью, можно видеть эти огоньки... А по бокам темнота".

Читать Гришковца вместо Гришковца - неблагодарное занятие.

Посему - немного истории. Под болтовню о "новой драматургии" появился один действительно новый, то есть не унаследованный от СССР театральный автор. Гришковец, приехавший в Москву на "Золотую маску" из Кемерова через Калининград. Человек-оркестр, сам себе драматург, режиссёр, и актёр в собственном спектакле... На самом же деле Гришковец проделал с прозой примерно то, что Башлачёв с поэзией: опрокинул академическую традицию в архаику, туда, где поэт - это певец, а прозаик - рассказчик. Пресловутый "поток сознания", приём, казалось бы, напрочь дискредитированный сотнями томов непонятно о чём, обрёл новую жизнь: ведь беседа за столом или у костра не обязана быть жёстко структурированной. Гришковец благоразумно сам себя прописал не в литературе, а в театре, который в 90-е годы оставался единственным сообществом, способным оценить художника по качеству произведений.

... Заметьте, что оба спектакля, с которых начинался Гришковец, "Собака" и "Одновременно" - это ностальгические, без малейшего налёта смердяковского "стёба", погружения в общий для автора и зрителей, то есть предельно демократический опыт советской жизни: школы, мультиков по телевизору, отношений с родителями, взросления, военной службы.

...повесть "Реки" - возвращение к самому себе, к интеллектуальной и нравственной норме. И объяснение в любви покинутой Сибири: "Я уехал из Сибири... И что это изменило? В Сибири-то точно ничего! А я? Я просто так же, как горький пьяница, который бросил пить... Теперь не пьёт, и занят тем, что не пьёт, то есть тратит все свои силы, ум и здоровье на то, чтобы не пить... Этим и занят - не пьёт. Так и я. Раньше жил в Сибири. Теперь в Сибири не живу".

И тут уже я отмечу как историк: возвращение в советское прошлое, потому как, хоть автор и пишет, что "страна не меняется, нравится мне это или нет", жизнь в его книге воссоздана всё-таки не совсем современная. Ну, не пишется про последние 15 лет. На днях уже не Зюганов, а Кудрин объявил, что если в 2007 году Россия выйдет на уровень ВВП 90 г., то "провал 90-х будет преодолён", но для меня самое убедительное свидетельство, что это был именно провал - то, что про него не поётся и не пишется.

Страшный урон культурному слою нанесли годы 1914 - 21-ый, но дым не успел развеяться, и вот - замечательные произведения литературы, театрального и киноискусства, в том числе и о революции, которая оценивается по-разному, отрицательно, как в "Собачьем сердце" или восторженно, как у Маяковского или Эйзенштейна, но всё это - достояние русской культуры. А после "демократической революции 91 года" - провал, кое-как прикрытый "муляжами Святой Руси" и рекламой сникерсов. Гришковец талантливый человек, которого угораздило жить и творчески работать в это время, волей-неволей становится его зеркалом. Зеркалом, которое повёрнуто в прошлое.

Из передачи «Поверх барьеров», Радио Свобода, 28-07-05

САМ О СЕБЕ

«Я родился в 1967 году у студентов второго курса в Кемерове. Они не подкидывали меня бабушкам, всюду брали с собой, даже когда уехали учиться в аспирантуру. Это была семья, и в этом было ее основное благополучие. Я надеюсь, что жизнь распорядится так, что однажды я буду помогать родителям. Их зовут Валера и Соня.

Учился в Кемеровском университете, поступил на филологический факультет в 1984 году, окончил его в 1994-м. Сначала меня с третьего курса призвали в армию. Три года в морфлоте.

Поначалу казалось, что служил зря, теперь я играю спектакль "Как я съел собаку", где рассказываю о своей службе. Этот спектакль очень многое определил в моей жизни, выходит - служил не зря.

После дембеля немного поучился и решил уехать из страны. Тогда было сильное ощущение, что мы здесь понапрасну теряем время, была сильная иллюзия насчет западного образа жизни, казалось, что где-то нас с нашими идеями ждут - не дождутся. Я провернул лихую комбинацию - дождался объединения ГДР и ФРГ, приехал по приглашению в ГДР и под шумок махнул в Кельн. Там в Красном Кресте рассказал, какой я жутко угнетенный, какой в Сибири кошмарный антисемитизм. Поверили, послали в фабрику-столовую мыть посуду и жить в общежитии. Мне хватило трех дней, чтобы антисемитизм в Сибири значительно уменьшился.

Вернулся, в 1990 году организовал театр "Ложа", а заодно как-то мимоходом окончил филфак. Вплоть до 1998 года мы делали по спектаклю в год, иногда получалось даже два, выступали на фестивалях самодеятельных театров, ездили за границу.
 
В 1998 году я твердо решил уехать из Кемерова: я видел, что наш театр умирает, времени им заниматься у меня не стало, мне нужно было загнать себя в условия, в которых я либо продолжил бы театральную деятельность, либо начал бы заниматься чем-то иным. В результате возник спектакль "Как я съел собаку", который впервые я показал для семнадцати зрителей в курилке у буфета в Театре Российской армии в ноябре 1998 года. Этот показ стал поворотным в моей жизни».

По материалам сайта Евгений Гришковец: фан-клуб
к списку Cибиряков