|
Альбина Дегтярева![]() Когда на хомусе играет Альбина Дегтярева, воспроизводя крик орла, топот копыт мчащегося коня, кукование кукушки и другие звуки природы, ее, затаив дыхание, слушает весь мир. В 2012-ом она продолжила свое триумфальное шествие, выступив на кинофестивале в Монако, в Анкаре, в Королевском Альберт Холле в Лондоне, на фестивале этнической музыки в Германии, в эфире телеканала "Культура", на Сахалине. Сейчас Альбина Дегтярева готовится к гастролям в Австралии. Лауреат международных конкурсов и фестивалей этнической и живой музыки, руководитель всемирно известного якутского музыкального коллектива "Айархаан", выступающего с концертами во многих странах мира: Франции, Швейцарии, Италии, Германии, Австрии, Монголии, Японии. Обладательница международного сертификата "Мастер мира игры на хомусе Песню хомуса не может повторить ни один музыкальный инструмент на земле. Можно сказать, что он впитал в себя душу якутского народа. Ведь недаром говорят, что якуты - поющие жизнерадостные наблюдатели природы, любящие всякое дело сопровождать пением: они очень восприимчивы к любым звукам, а особенно к звукам природы, и в каждом шорохе ветра, в звуке падающих снежинок, слышат музыку. Хомус (варган), как музыкальный инструмент, существует в Китае, Вьетнаме, Японии, Монголии, Туве. При внешней похожести звучат они неодинаково. Способность изготовить инструмент, как и играть на нем, дана не всем. Не каждый мастер может создать особо певучий инструмент. Умение вкладывается в руки избранного, для этого существуют особые ритуалы. В Якутии искусство плавления металла, изготовления изделий из железа, серебра, передается только по наследству. Кроме мастерства и художественного вкуса, кузнец должен обладать тонким слухом и прекрасной душой.. Прежде чем изготовить инструмент, мастер постится, не имеет права произносить бранные слова. Хомус невозможно обмануть. Душа мастера, его характер впечатываются в звучание навсегда. Завораживающий звук получается у того, кто вложил в инструмент душу. Звучание хомуса Альбины Дегтяревой называют авангардным: подобные звуковые оттенки подвластны не каждому. Ее стиль действительно далек от традиционной манеры. Но если одни воспринимают его как авангард, то другие, наоборот, как архаику, седую древность, возрождающуюся в игре и пении Дегтяревой. Ведь якутские шаманки (их в народе называют удоганки) свое камлание сопровождали игрой не на бубне, а на хомусе и, призывая духов, подражали голосам птиц, обращаясь к ним как к помощникам. Говорят, что энергетика от игры на хомусе столь же загадочна и мистична, как от камлания шамана. Строки из биографии С 1991 года Альбина Михайловна выступает на профессиональной сцене. Ее творчество отличается неповторимой манерой и виртуозным мастерством игры. Альбина Дегтярева не только исполнитель, но еще и серьезный исследователь и хранитель культуры якутского этноса. Альбина Дегтярева - одна из основателей "Музея хомуса народов мира" и Международного центра варганной (хомусной) музыки. Новосибирская киностудия не раз делала ее героиней документальных лент о духовной культуре якутского народа: "Эхо веков", "Душа восстань, чтобы трудиться", "Земля родная". С 1995 года Альбина Михайловна преподает в Высшей школе музыки Республика Саха (Якутия) и Якутском музыкальном колледже им. М.Н. Жиркова. В целях развития якутской хомусной, а также живой этнической музыки и якутского народного пения Альбина Дегтярева в 2002 году создала этно-группу "Айархаан", которая стала обладателем гран-при, лауреатом и хед-лайнером многих международных конкурсов и фестивалей этнической и живой музыки. Альбина Дегтярева в последние годы прилагает много усилий для возрождения древних, почти забытых народных стилей якутского горлового и небного пения. На уже ставшем знаменитым фестивале "Саянское кольцо", который проходил в 2007 году в Шушенском, Альбина Дегтярева в очередной раз удивила своих поклонников. Она сыграла джем-сейшн с тувинскими музыкантами - группой "Ят-Ха" (лидер группы Альберт Кувезин - победитель конкурса СИБИРЯКИ-2005) и хоомейжи Конгар-оолом. Столь необычное сочетание - рок-музыки, тувинского и якутского этно - было абсолютной импровизацией, рождавшей чудесные этнические вариации на музыку двух древних культур.к списку Cибиряков |